Запретные развлечения старого Киева


Запретные развлечения старого Киева

В 1843 году проституция в Российской империи была объявлена «терпимой». Этот лукавый термин означал, что при отрицательном отношении к проституции государство все же дозволяло существовать этому промыслу, для приличия ограничив его некими правилами и регламентациями.

Отныне «непотребные девки» должны были жить в специальных заведениях, устроенных на немецкий лад, и называться «барышнями». Присмотр за ними осуществляли так называемые мамки. Гостей принимали в общем зале, куда те заходили, как в кафе, выпить и послушать музыку. То есть сексуальные отношения переходили в сферу открыто-публичной эксплуатации, по сути, происходила индустриализация интимной сферы.

Если перед заведением загорался красный фонарь, это означало, что любой прохожий мог зайти сюда, как в любое другое публичное заведение (отсюда и второе название - «публичный дом»).

Зазывать прохожих, а также появляться на улицах в непристойном виде запрещалось.

Собираясь в город по делам или на прогулку, «барышни» одевались, как обычные горожанки, не позволяя себе никаких вольностей в нарядах. Клиентами не интересовались и ни к кому не приставали.

Клиентуру такого рода заведений наиболее полно и красочно описал Александр Куприн в своей повести «Яма»: «Здесь бывают все: полуразрушенные, слюнявые старцы, ищущие искусственных возбуждений, и мальчики - кадеты и гимназисты - почти дети; бородатые отцы семейств, почтенные столпы общества в золотых очках, и молодожены, и влюбленные женихи, и почтенные профессоры с громкими именами, и воры, и убийцы, и либеральные адвокаты, и строгие блюстители нравственности - педагоги, и передовые писатели - авторы горячих, страстных статей о женском равноправии, и сыщики, и шпионы, и беглые каторжники, и офицеры, и студенты, и социал-демократы, и анархисты, и наемные патриоты...»

В дорогих домах терпимости, кроме хозяйки, работали экономка, кухарка, дворник, швейцар, музыканты, уборщицы. По вечерам здесь выступали певцы, цыгане, профессиональные танцовщицы.

Деньги, полученные за оказание сексуальних услуг, «барышни» отдавали «мамкам» в обмен на специальные марки. В конце каждого месяца эти марки опять обменивались на деньги. По закону хозяйка могла удерживать за проживание, «спецодежду» и оплату прислуги не более трети заработка девицы. Но на деле все оказывалось по-другому. Проститутки получали при расчетах мизер и всегда были по уши в долгах у хозяек. 29 мая 1844 года Министерство внутренних дел утвердило указ насчет содержания борделей, в котором были изложены права и обязанности их хозяев. Открыть дом терпимости можно было только с разрешения полиции. Получить его могла женщина среднего возраста (от 30 до 60 лет). В бордели не принимались девушки младше 16 лет.

Еще было утверждено дополнение - так называемый желтый билет, который устанавливал правила поведения публичных женщин, а точнее, их обязаности. Официально он назывался вполне невинно - «медицинский билет». Здесь шла речь о гигиене и отмечался график медицинских осмотров с целью профилактики венерических заболеваний. Этот документ каждая официально зарегистрированная «барышня» должна была постоянно иметь при себе.

После легализации проституции в Киев хлынули тысячи провинциалок из близлежащих деревень, прибывали жрицы любви из Варшавы, Одессы, Москвы и Петербурга, обычные рядовые проститутки и роскошные парижанки и жительницы Вены. Всех их объединяло желание заработать.

Установилась традиция воспринимать Киев с его архитектурными памятниками и храмами как некий эстетический идеал, более того, святыню. Однако эта идиллическая картинка разбивается вдребезги, когда всплывают из архивов и воспоминаний современников некоторые специфические стороны киевской жизни.

Многочисленные рестораны, кафешантаны, клубы, танцы и кокетство, амурные истории характеризовали Киев как «столицу распутства».

Отдельное место в субкультуре занимали «картинки для взрослых», изготовленные с использованием передовых на то время фототехнологий, почтовые открытки с изображением «девиц» и «фемин». Большой популярностью также пользовались игральные карты с изображением «панночек».

Женщины легкого поведения делились на несколько категорий. Так, например, кокоткой называлась не зарегистрированная в полиции проститутка, которая выдавала себя за светскую даму. Это была самая дорогая категория.

Еще одна разновидность - «дама с девочкой», проститутка, которая использовала для прикрытия своего ремесла ребенка. Современник писал: «За руку ведет изящно одетую девочку, которую называет дочерью. Но кто внимательно за ней наблюдал, то с удивлением замечал, что дочь иной раз казалась старше, а иной - моложе; месяца три тому назад была блондинкой, а сегодня брюнетка. Быть может, у этой дамы несколько детей? Нет, у нее «единственная шестилетняя крошка», всякий раз не похожая на себя самое. Что это значит? А значит то, что «дама» - проститутка, а «дочь» - чужой ребенок, взятый напрокат...»

«Артистками», или «дамами от буфета» называли проституток, которые занимались своим промыслом в кафешантанах при посредничестве буфетчика. Тот сводил посетителей с «артистками» и получал за это денежное вознаграждение - как от гостя, так и от проститутки, которая отдавала буфетчику половину своего заработка под угрозой изгнания из кафешантана. «Артистки» обычно начинали разговор словами: «Не угостите ли даму чаем или пивом? Так пить хочется!»

«Полушелковыми» звались незарегистрированные проститутки, обслуживавшие средний класс. Дома свиданий, где работали «полушелковые», маскировались под мастерские, магазины, конторы, прикрывались вывесками врачебных кабинетов.

«Живым товаром», или «белыми рабынями» называли девушек, которых отдавали в дома терпимости, чтобы они своим телом отработали долги.

Были и проститутки, работавшие не на кого-то, а на себя. Из уст в уста передавались адреса, по которым под видом модисток или актрис проживали дамочки, всегда готовые оказать услуги интимного плана. Эта категория проституток вызывала протест проживавшей рядом интеллигенции. Не всем нравилось сталкиваться на своем этаже с искателями чувственных наслаждений.

Известный религиозный писатель и просветитель Муравьев описывал тогдашнюю ситуацию: «Еще ужаснее была нечистота иного рода, обратившая в посмеяние самое имя Андреевской горы. Честные люди не могли на ней селиться, потому что почти вся она от верха и до низа была усеяна так называемыми домами терпимости, где всякую ночь происходили буйства при неистовых криках и смрадных песнях».

В полицию начали поступать жалобы на домовладельцев, которые сдавали жилье подозрительным особам. Тогда киевский полицмейстер Вячеслав Цихоцкий направил губернатору Федору Трепову проект черты оседлости для киевских проституток. Проект предлагал выселить проституток из районов «интеллигентных семейств» и отвести для них конкретные зоны проживания.

Так, например, возле Лыбидского отделения проститутки могли проживать только на Жилянской улице. На Печерске им отводились кварталы за Печерским рынком, на Лукьяновке - за Глубочицей. Подол весь был Доступен проституткам, за исключением Александровской улицы (ныне Сагайдачного) и Контрактовой площади; за Нижним Валом проституткам разрешалось селиться где угодно. А вот в центральном Старокиевском районе снимать квартиры женщинам легкого поведения категорически запрещалось.

В сентябре 1899 года губернатор одобрил проект Цихоцкого. Полицейские получили соответствующие распоряжения и отправились выселять проституток. Порядок навели, но ситуация недолго оставалась под контролем. В 1908 году полиция получила сообщение о тайных притонах проституток, которые снова стали досаждать интеллигентным семействам. Они были обнаружены на Крещатике, Институтской, Малой Житомирской и Круглоуниверситетской улицах.

Советская власть закрыла публичные дома. Официально запрещена проституция и в нынешней Украине. Однако найти представительниц древнейшей профессии совсем нетрудно - были бы желание и деньги. Время от времени возникают разговоры о легализации проституции, о том, чтобы взять ее под контроль государства. На этот счет имеются разные мнения, а пока их приверженцы спорят, проститутки каждый вечер выходят на работу...

 
Запретные развлечения старого Киева Интересное
logo
В 1843 году проституция в Российской империи была объявлена «терпимой». Этот лукавый термин означал, что при отрицательном отношении к проституции государство все же дозволяло существовать этому промыслу, для приличия ограничив его некими правилами и регламе

Актуально

Загрузка...

Календарь

2024
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новости партнеров